Авито запускает программу выкупа ноутбуков у частных продавцов
Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Медиафасад для главного здания ведущей газодобывающей компании ЯНАО
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
ЦБ
°
среда, 30 октября 2024

Импортозамещение по-русски

В рамках тюменской конференции «IT-мир по-русски» прошла экспертная дискуссионная сессия на тему импортозамещения. В дискуссии приняли участие представители заказчиков и вендоры отечественных программных продуктов, модератором выступила директор IT-компании «Арсенал+» Мария Суздалова

Забегая вперед, скажем, что в итоге дискуссии даже противники импортозамещения были готовы приобрести отечественные решения. Как это произошло? Читайте в нашем материале.

Участники выразили разнообразные мнения и подошли к теме с разных сторон. Подчеркнув важность и сложность темы, Мария выразила гордость за коллег и вендоров, занимающихся развитием российских IT-продуктов и импортозамещением.

Директор по цифровому развитию и ИТ «ЭНКО» Алексей Губин обратил внимание на важность гарантий, особенно в аппаратной части. Он отметил, что «ЭНКО» закупила оборудование Cisco непосредственно перед введением санкций и чувствовала себя в безопасности, пока вендор не отозвал все подписки на обновления. Сегодня компания использует продукцию Eltex и видит, насколько быстро развиваются отечественные решения. Однако, пока сложно сказать о качестве гарантии. С западными вендорами-гигантами было ясно, в какие сроки приедет инженер, через сколько часов все будет починено или заменено, если оборудование выйдет из строя. Российские производители только настраивают это взаимодействие.

По словам Алексея Губина, есть также технические аспекты, связанные с тем, что западные компании дорабатывают свои продукты под конкретные потребности клиентов и выпускают персонализированные патчи для своих прошивок: «Для них это небольшой бизнес, но для заказчиков это важный момент при выборе поставщика. Сравнивая федеральные компании с международными, очевидно, что российские партнеры пока не заинтересованы в персонализированных доработках стандартного продукта под конкретного клиента с учетом его особенностей. Либо стоимость этих доработок неоправданно высока».

Александр Зыков, руководитель ИТ-инфраструктуры «Строительный двор» рассказал о критериях тестирования отечественных решений. Опыт Александра интересен еще и тем, что он представляет крупную коммерческую компанию, у которой отсутствует регуляторная необходимость в импортозамещении.

«Строительный двор» активно пилотирует различные продукты, включая аппаратное и программное обеспечение. Александр отмечает важность понимания потребностей организации при пилотировании решений, возможности интеграции оборудования и ПО в существующие структуры: «Мы разрабатываем собственные проверочные списки для оценки функционала, используемого в настоящее время, и сравниваем их с предлагаемыми решениями. Часто поставщики говорят, что их продукция может все, но наша задача - проверить и определить, подходит ли это нам. Мы тестируем не только функционал, но и отношения с поставщиками. Очень важно оценить техническую поддержку в процессе пилотирования, чтобы понять, как поставщик реагирует на запросы и как быстро предлагает решения».

Эксперт убежден в необходимости преодолевать страхи и сомнения. Кроме того, стоит обращать внимание на новости, так, например, анонс о введении налога на использование западного программного обеспечения подчеркивает актуальность усилий по импортозамещению.

Евгения Крынина, коммерческий директор СПО «Базальт» описала стратегии бесшовной миграции на отечественные решения: «Один из ключевых инструментов - аудит. Неважно проводится он собственными силами IT-службы или с помощью партнеров-интеграторов. Аудит позволяет понять, какое оборудование уже используется или какое оборудование планируется закупать для последующего тестирования на совместимость. Важно понять какой софт используется в различных подразделениях компании - от бухгалтерии до производственного отдела, это позволяет выявить узкие места, где возможны проблемы совместимости».

Однако, есть случаи, когда замещение определенных решений нецелесообразно или невозможно из-за отсутствия аналогов. В таких случаях предпочтение отдается замещению продуктов, где проблемы совместимости менее острые, что ускоряет внедрение.

Отвечая на вопрос Марии Суздаловой, руководитель направления развития технологического партнерства РЕД СОФТ Анна Авхимович раскрыла важную тему ответственности за интеграцию программного и аппаратного обеспечения: «Кто должен это делать: заказчик, вендор, интегратор? Начиная работу, мы анализируем текущее состояние инфраструктуры, определяем с какими поставщиками нам необходимо сотрудничать в первую очередь. Мы стремимся к технологической совместимости, изучаем используемое программное обеспечение. С увеличением числа клиентов мы поняли, что эту работу нужно выполнять в команде».

Технологическое партнерство «железных» и софтовых вендоров обеспечивает совместимость IT-решений и работу инфраструктуры в нормальном режиме. Вендорам не нужно ждать информации о доступных обновлениях от заказчика, сотрудничая напрямую, они получают необходимые данные от партнеров, совместно тестируют обновления, выпускают необходимые дистрибутивы, следят за актуальностью.

Партнерство достигается не сразу, это финансовые и трудовые затраты для вендоров, но когда есть понятная цель у конкретного заказчика, то ресурсы найдутся. Совет заказчикам: добиваться интеграции.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что заказчикам необходимо тщательно выбирать поставщиков, повысить внутренний контроль за подрядчиками, Алексей Губин высказал свое мнение по поводу импортозамещения ПО: «За последние годы появилось множество компаний, предлагающих альтернативы зарубежному программному обеспечению. Они обещают высококачественную сервисную поддержку, быструю реакцию на проблемы и готовность компенсировать любые издержки в случае неполадок. Однако при более детальном анализе их бизнес-моделей становится ясно, что за всеми этими обещаниями стоят небольшие команды из 8 человек с оборотом от 50 до 100 миллионов. В настоящее время мы приняли решение ожидать и наблюдать. Спустятся год- два, на рынке останутся только те игроки, которые действительно способны предоставить высокое качество продукции и обслуживания. Только в этот момент мы сделаем свой выбор. Для компании с миллиардным оборотом невозможно рисковать и сделать ошибку, которая может привести к проблемам в работе всей инфраструктуры. Если бизнес нуждается в импортозамещении прямо сейчас, то советую обращать внимание на финансовую базу разработчика. В целом, если бы я сейчас стоял перед выбором закупа ПО, я бы отдал предпочтение отечественным разработкам».

Отметим, что «Арсенал+» отобрал лучших игроков на рынке в части программного и аппаратного обеспечения и несет ответственность за взаимодействие вендора и заказчика.

Свежее по теме