Искусственный интеллект
Генеративная модель GPT активно развивается. По меркам ИТ-разработки скачок от GPT-3 до более совершенной версии GPT-4 был практически мгновенным. ChatGPT выстрелил, и ведущие вендоры подхватили заданный OpenAI тренд и включают подобные возможности в свои продукты. Google – в поисковик и почту, Microsoft – в Microsoft Teams. Salesforce совместно с OpenAI делают для Slack бота Einstein AI.
Рассмотрим, какие возможности GPT открывает в мессенджерах.
- Протоколы видеоконференций. Наиболее очевидный и выгодный сценарий. Если записи ведет один из участников встречи, ему приходится отвлекаться от участия в конференции. Если задачей занимается секретарь, компания тратит ресурсы на оплату его работы.
Бот же автоматически генерирует заметки к конференции, ставит задачи и создает документ с финальным протоколом. Компания выделяет меньше ресурсов на решение задачи, а люди не отвлекаются на ведение протокола встречи или часовые просмотры записи конференции. Функция доступна в Microsoft Teams Premium.
- Резюме обсуждений. В Slack бота на основе GPT-модели можно использовать, чтобы получить выжимку обсуждения (треда). Если сотрудник отвлекся и выпал из коммуникации, бот по запросу выдаст краткие итоги беседы практически моментально.
- Черновики писем и сообщений. В Google робот учится формировать текст письма. В функции есть свои недостатки – боту, так или иначе, необходимо дать бриф, а после вручную корректировать текст. Это не всегда быстрее, чем изначально создать черновик письма или сообщения самостоятельно.
- Поиск по чатам. Поисковой системы внутри всех чатов пока нет ни в одном продукте, но разработчики Slack на нее намекают. Допустим, пользователю срочно нужна информация по проекту, но он не помнит, кому, когда и в каком виде ее отправил. В ответ на запрос «Найди мне файл, который я отправлял инженеру по проекту Х в этом месяце» бот отправит список релевантных файлов.
- Поиск по корпоративным информационным системам. Поиск возможен и по интегрированным с мессенджером сервисам, если бот развернут в инфраструктуре компании.
Например, руководителю отдела продаж необходимо получить статистику по своим подчиненным и сравнить их динамику. Для этого ему нужно открыть CRM, вручную сделать выгрузку по сотрудникам и проанализировать их сделки. Если это поручить боту, он сам найдет информацию за определенный период, проанализирует ее и выдаст готовый результат. За человеком остается принятие решений.
Директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Сергей Артемов
Цифровые аватары
Этот тренд, связанный с отголосками метавселенной, не открывает никаких новых горизонтов для работы. Цифровой аватар позволит не включать видео, если человек не в форме – все для того, чтобы участники чувствовали себя более комфортно. Функция реализована в Microsoft Teams.
Возможности конкурентов Microsoft в этом плане вызывают сомнение. Создание цифровых аватаров – ресурсоемкое удовольствие.
Многое другое, на что хватит фантазии
Мессенджер станет незаменимым помощником сотрудника в десятках задач. Боты на основе ИИ подготовят макет презентации, сделают черновик технической документации. Если программист застрял на задаче, и ему необходим кусок кода – бот подскажет. Не факт, что подсказка будет единственно правильной, но вектор будет понятен.
Студент с помощью ChatGPT написал и защитил диплом. В Колумбии судья выносил вердикты, советуясь с ChatGPT. Поэтому разнообразные кейсы применения ИИ-ботов однозначно найдут и внутри корпоративных мессенджеров.
Россиянам нужно закрыть базовые потребности
Отечественные продукты пока отстают от зарубежных лидеров рынка – у западных продуктов были десятки лет и кратно больше ресурсов на развитие. Импортозамещение поневоле – стимул для разработчиков быстрее закрывать пробелы. Они с этим справляются, и российские решения догоняют Microsoft Teams и Slack.
Когда будут готовы основные функции, в отечественных платформах появятся и ИИ-боты, которых можно будет ставить on-premise. Да, на это уйдет больше времени, чем у зарубежных коллег по рынку, но на горизонте 1-2 лет задача видится реальной.
Будущее за экосистемой
У зарубежных и отечественных мессенджеров есть один общий тренд, представленный Gartner еще до его ухода из России. Это трансформация мессенджеров в супераппы и возникновение сквозных интеграций со всеми инструментами, которые нужны сотрудникам для работы. Мы уже видим это в Microsoft Teams.
Российский рынок тоже движется в этом направлении, но отечественные экосистемы не будут моновендорными. У нас есть лидеры в разных сегментах: мессенджер – eXpress, ВКС – IVA и TrueConf, офисный пакет - Р7-Офис и МойОфис. На горизонте 1-2 лет мы получим корпоративный продукт, сшитый из разных платформ. По качеству такая экосистема ничем не будет уступать лидерам рынка корпоративных коммуникаций и мобильности.
Автор: Сергей Артемов, директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress