Правительство работает над поручениями главы государства по целевым параметрам нового шестилетнего периода. В частности, предполагается увеличить выпуск в обрабатывающей промышленности на 40% к 2030 году, добиться роста несырьевого экспорта не менее чем на 75% и перевооружения экономики за счет собственных технологий с минимизацией импорта. Отдельный приоритет получило развитие цифровой экономики выделенным проектом «экономика данных».
Разгон темпов роста промпроизводства невозможен без преодоления текущих структурных ограничений — дефицита кадров и мощностей, износ которых в среднем по экономике, по оценкам Банка России, в 2023 году составил 40% при уже рекордной загрузке.
Правительство готово выделить для производства приоритетной промышленной продукции не менее 300 млрд руб. бюджетных субсидий на компенсацию затрат компаний на НИОКР, столько же — на докапитализацию Фонда развития промышленности для поддержки приоритетных проектов, еще 200 млрд руб.— на субсидирование ставок по кредитам для них в рамках кластерной инвестиционной платформы. Но достаточны ли эти бюджетные ассигнования для столь масштабного «технологического рывка»?
Правительство также получило поддержку президента в части системного подхода к развитию собственной технологичной продукции за счет запуска новых нацпроектов технологического развития, которые получат приоритет и в бюджетном финансировании. Первые проекты правительству поручено разработать и утвердить до 1 сентября.
Вопросы к обсуждению:
- Каким образом планируется форсировать промышленное производство и переориентировать его на «инновационные рельсы»?
- Какой финансовый рычаг потребуется для нового промышленного ренессанса с учетом планов по реформированию налоговой системы?
- Где взять концентрацию человеческого ресурса и наукоемких инноваций в условиях изолированности российской экономики от критически важных технологий в силу санкционных ограничений?
- Какие промышленные инновации существуют в части импортозамещения чувствительных технологических разработок и какой кумулятивный эффект они могут иметь на реализацию других национальных проектов?
- Какие новые решения могут появиться в части цифровизации промышленности и создании новой «экономики данных»? Какие барьеры стоят на пути реализации этих планов?
- Как инновационная кластерная платформа может содействовать развитию регионов и ликвидировать отставание Дальнего Востока и юга страны от темпов социально-экономического развития?