Количество активных абонентов в России по итогам второго квартала 2009 года выросло на 2,6% по сравнению с результатом аналогичного периода прошлого года и составило около 97,1 млн человек. К такому выводу пришли аналитики компании MForum Analytics. Согласно методике аналитиков, активным является абонент, пользовавшийся услугами связи хотя бы раз за последний месяц. При этом такой подписчик может иметь несколько SIM-карт. В среднем в России на одного активного абонента приходится во втором квартале 1,17 SIM-карты.
97,1 млн — примерно половина (49,4%) от общего количества учитываемых сотовыми операторами SIM-карт, утверждают аналитики. По их мнению, активные абоненты в России появляются все реже. Так, степень проникновения активных пользователей сотовой связи по итогам второго квартала 2009 года достигла уровня 66,8%. Это только на 4 п.п. больше, чем в прошлом квартале, и на 16 п.п. больше, чем в аналогичный период прошлого года. «Это связано прежде всего с тем, что рынок сотовой связи в России уже достаточно насыщен», — говорит аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Эксперт прогнозирует, что рост активных абонентов в России будет слабым и в третьем квартале, а начиная с последних трех месяцев 2009 года может вообще прекратиться.
Операторам все труднее зарабатывать, и поэтому им придется сконцентрироваться не на росте абонентской базы, который дает лишь прирост «мертвых душ», а на увеличении ARPU. «Сейчас единственный способ решить эту проблему — наиболее активно использовать сегмент передачи данных; это направление в структуре выручки операторов занимает наиболее важное место», — говорит г-н Деев.
По словам пресс-секретаря «ВымпелКома» Ксении Корнеевой, оператор достиг «высокого уровня прироста абонентской базы за последнее время». «Сейчас оператор ориентирован на повышение качества абонентской базы», — говорит г-жа Корнеева. По ее словам, в первом квартале 2009 года «ВымпелКом» отметил некоторое снижение показателя MOU (среднее количество минут разговора в расчете на абонента. — РБК daily), которое было прежде всего связано с сезонностью, но весенние месяцы показали, что ситуация «постепенно выравнивается», говорит представитель оператора. МТС наблюдала рост показателя MOU во втором квартале по сравнению с первым, говорит пресс-секретарь оператора Ирина Осадчая. Этот показатель в сети в России вырос на 5% по сравнению с первым кварталом и на 7% в годовом исчислении, составив 245 минут, говорит она. «Мы следим за качеством нашей абонентской базы. Рост пользования услугами обеспечивается благодаря тарифной политике, направленной на стимулирование разговорной активности абонентов», — заключает г-жа Осадчая.