На две недели 90 школьников из разных регионов погрузились в тему нейротехнологий и когнитивных наук. Под руководством опытных экспертов и наставников и используя приборы для измерения различных биологических параметров, участники разбирались, как устроен мозг человека, учились регистрировать психофизиологические сигналы и создавать интерфейсы мозг-компьютер.
«Для разработки и проведения смены мы привлекли специалистов-нейротехнологов из ведущих вузов в этой области, – отмечает руководитель проекта «Практики будущего» Кружкового движения НТИ Мария Рачинская. – Благодаря участию таких экспертов школьники не только познакомились с современными научными и практическими подходами к познанию человека, но и попробовали новые для себя специальности – нейротехнологи, геймдизайнеры. Также мы показали подросткам, что уже знакомые им профессии аналитиков, программистов, дизайнеров инженерных и IT-продуктов могут найти себе применение и в такой сфере как нейротехнологии».
Участники трека «Когнитивные исследования» NeuroCamp ставили научные эксперименты: например, изучали влияние жестового языка на запоминание больших объемов информации, проверяли, как уровень эмоционального интеллекта помогает понимать и распознавать чужие эмоции, и оценивали, как скроллинг ленты в социальных сетях влияет на внимательность подростков. Команды трека «Новая культура здоровья» разрабатывали коммерческие продукты – приложения для умного сна, приложение для упрощения планирования своего дня для людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности), приложение для оптимизации психиатрического лечения и другие.
В направлении «Нейроинтерфейсы» школьники обучали нейросеть чистить от помех запись ЭЭГ (электроэнцефалограммы), разрабатывали виртуальную экранную клавиатуру для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, делали прототип мобильной системы для считывания жизненных показателей большой группы людей и т.д. Команды трека «Биологическая обратная связь» создавали моды (изменения) для игр, использующие биологические показатели человека (пульс, сжатие челюсти, данные мозга, движение глаз) для управления героем.
Итоговые проекты команды презентовали экспертам и получили обратную связь. Для продуктов в треках «Биологическая обратная связь» и «Нейроинтерфейсы» сделали выставку, чтобы эксперты и другие участники школы могли их протестировать. В итоге команда с проектом Relaxis, сделавшая мод для игры Minecraft, получила приглашение к сотрудничеству от компании Neuroplay, а несколько школьников из разных направлений NeuroCamp пригласили на стажировку в лабораториях Сколковского института науки и технологий.
«Для ребят участие в этой школе дает возможность не только пообщаться с экспертами федерального уровня, но и реализовывать свои проекты после окончания смены вместе с нашей командой, продолжить взаимодействие с экспертами и организациями, на которые мы можем выйти, – говорит лидер Уральской образовательной резиденции Денис Скоморохов. – Это не классическая смена в лагере, где есть начало и конец, это старт большого взаимодействия с теми школьниками и теми командами, которые готовы продолжить работать в сфере нейротехнологий, и мы готовы им помогать мягко выходить на рынок».
«Практики будущего» – однодневные и многодневные хакатоны, проектные школы, соревнования и челленджи Кружкового движения НТИ, где школьники и студенты полностью погружаются в работу над реальной задачей, решают актуальные проблемы с помощью новых технологий. Методики «Практик будущего» связывают в едином пространстве совместной работы школьников, студентов, представителей бизнеса, образования, науки.
Центр развития результативного образования – образовательная среда для сотворчества и совместного проектирования, центр компетенции для передачи лучших практик и инноваций в образовательной экосистеме региона. Центр занимается подготовкой кадров для новых школ и организаций дополнительного образования, разработкой современных образовательных форматов по работе с субъектностью ребенка и персонализацией образования.