Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Медиафасад для главного здания ведущей газодобывающей компании ЯНАО
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Тарифы МТС Екатеринбург в 2024 году
ЦБ
°
четверг, 21 ноября 2024

OSS/BSS 2010: отрасль телекоммуникаций находится в точке бифуркации

В прошлую пятницу, 26 февраля 2010 года, в Москве прошла III конференция «Поддержка операционной и бизнес-деятельности операторов связи. OSS/BSS 2010», организованная компанией AHConferences. Ведущие эксперты рынка, а также представители операторов и вендоров продемонстрировали новые решения и рассказали об изменении роли OSS/BSS-систем в современном бизнесе. Кроме того, по мнению спикеров, структурные изменения в отрасли привели к тому, что она находится в точке фазового перелома, когда предыдущие тренды сменяются совершенно новыми. Каким образом в текущей ситуации могут помочь OSS/BSS-системы – это и обсудили эксперты.

OSS/BSS-системы (Operations Support Systems/Business Support Systems – системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса) предназначены для комплексного управления телекоммуникационными ресурсами. Системы BSS решают задачи автоматизации клиенто-ориентированных процессов и обеспечивают взаимоотношения с клиентом (биллинговые системы, CRM-системы, платежные системы и другие). Системы OSS предназначены для различной поддержки операционной деятельности операторов. Прежде всего, это Fault Management (система сбора и обработки аварийных сообщений), Trouble Ticketing (управление проблемами), Network Resource Inventory  (учета сетевых ресурсов), Fraud Management (борьба с мошенничеством), Performance Management (управление производительностью) и Order Managemen (управление заказами на подключение и предоставление услуг) и другие.

В начале мероприятия независимый эксперт Марина Вознесенская рассказала о типах OSS/BSS-систем и о том, какими критериями нужно руководствоваться оператору при их выборе. Требования бизнеса определяют выбор той или иной системы: она должна окупиться, принести пользу в долгосрочной перспективе, обеспечить рост количества предоставляемых услуг и качества сервисов, а также выдержать рост абонентской базы и возрастающие нагрузки на сеть. Для этого система OSS/BSS должна быть масштабируема, открыта к изменениям и модернизации, адаптируема и технологична. По словам Марины Вознесенской, можно выделить несколько вариантов решений и внедрения таких систем. На рынке существуют как зарубежные продукты и специалисты по внедрению, так и отечественные системы OSS/BSS с российскими интеграторами.

 


Основными преимуществами внедрения российской системы отечественными интеграторами является учет специфики построения бизнеса в России, известность компании на российском рынке и доступность специалистов и разработчиков. При этом недостатков значительно больше: минимальный опыт внедрения у крупных операторов, далеко не всегда такие системы соответствуют международным стандартам (NGOSS и TMF), разработка собственных алгоритмов и игнорирование существующего зарубежного опыта, слабая интегрированность всей системы.

При внедрении зарубежных систем российскими интеграторами учитывается специфика построения бизнеса в России, а мировой опыт к нему адаптируется. Кроме того, такие системы соответствуют всем международным стандартам (NGOSS – New Generation Operation System and Software и TMF – TeleManagement Forum). К недостаткам такого внедрения можно отнести «тяжелые» и дорогостоящие решения, медленность изменения и доработки, языковой барьер между разработчиками системы и внедренцами, а также проблемы с локализацией (русификацией).

Третьим вариантом решения является внедрение зарубежной системы зарубежными специалистами по внедрению. К безусловным преимуществам такого подхода относится наличие мирового опыта, опыта интеграции в системах различных вендоров, полное соответствие NGOSS и TMF, а также использование стандартов ведения проектов IPMA (International Project Managment Association) и PMI (Project Management Institute). При этом недостатки такого подхода выражаются в проблемах с русификацией, языковом барьере, дополнительных расходах на присутствие иностранных специалистов – разработчиков и внедренцев,  дороговизне и «тяжести» системы, а также в медленной реализации изменений и доработок.

Таким образом, по словам Марины Вознесенской, явно выраженного разделения на национальные и зарубежные практики не существует. Вместо этого есть альянсы поставщиков решений из консалтеров, поставщиков систем и интеграторов. А выбор варианта решения зависит от потребностей самого оператора, используемого оборудования, территориального распределения сети, IT-инфраструктуры и требований к интеграции. К основным поставщикам системы OSS/BSS можно отнести HP, Lucent Technologies, IBM, Amdocs, Ericsson, Telcordia Technology, ADC Telecommunications, Agilent technology, Comptel и т. д. Среди российских разработчиков выделяют Net Crecer Technology, CBOSS, ЦНИИС, ФГУП ЛОНИИС и другие.

Старший менеджер по архитектуре решений «Ericsson Восточная Европа и центральная Азия» Владимир Гуторов рассказал о новых тенденциях к изменению подхода операторов в построении OSS/BSS-систем. Он также напомнил, что, помимо общеизвестных решений для телекоммуникационной сферы, Ericsson является крупнейшим интегратором и поставщиком OSS/BSS-систем. Компания поставляет полный спектр решений в области конвергентного charging, биллинга и CRM, а также Customer Care, Mediation и Session Control. Г-н Гуторов рассказывает: «Мы видим, что у современных телекоммуникационных операторов расширяется набор услуг – от простой передачи голоса и SMS к мобильному ШПД и телевидению, VAS, VoIP и т. д. Именно поэтому у операторов возникают проблемы с обслуживанием столь различных решений и, по нашему видению, единственный выход в этом случае – конвергентная платформа, уже на базе которой разворачиваются унифицированные Customer Care, биллинг, real-time charging и т. д. Таким образом, оператор сможет предоставлять свои услуги более гибко, уменьшая свои OPEX и CAPEX».

В качестве примера внедрения унифицированной OSS/BSS-систем Владимир Гуторов приводит кейс оператора Etisalat Egypt. Которому, благодаря использованию конвергентного решения Ericsson, удалось проникнуть и закрепиться на зрелом высококонкурентном рынке Египта, и в результате чего на сегодняшний день его абонентская база превысила 8 млн человек. Etisalat Egypt предоставил своим абонентам выбор тарифного плана, а также, независимо от этого, предоплатную либо постоплатную систему платежей (в этом случае абонент получал также контроль своих расходов). Дополнительно оператор предложил большой набор различных пакетов для мобильного ШПД, VIP-клиентов и других категорий, которые предполагали возможность определенного управления со стороны абонента. По словам представителя  Ericsson, BSS сегодня – это не просто технические системы (биллинг, charging), а необходимый маркетинговый инструмент, с помощью которого операторы борются за своих абонентов. С помощью инструментов унифицированной платформы можно сделать программу лояльности, провести акцию, выстраивать более качественные коммуникации, использовать специальные поощрительные механизмы, а также снизить расходы на CAPEX. Кроме того, в случае если оператору удается предложить специальные тарификационные модели для различных социальных сетей и коммьюнити, его трафик увеличивается в среднем на 90 %.

Наиболее интересным решением Ericsson в этой области является динамическая тарификация, которая подразумевает различную тарификацию в зависимости от положения абонента и времени обслуживания. Не секрет, что в определенных зонах в часы пик загрузка сети максимальна, в то время как в ином месте нагрузка практически отсутствует. Такая тарификация позволяет абоненту получать скидку: там, где сеть практически не загружена, он получает большую скидку, когда нагрузка на сеть начинает расти – скидка пропорционально уменьшается. По словам г-на Гуторова, после внедрения одним из операторов тарифа с динамической тарификацией через две недели на него перешло 45 % всех prepaid-абонентов, а через полгода рыночная доля оператора возросла на 46 %, на 65 % уменьшился отток абонентов и на 70 % увеличилось использование сетевых ресурсов. По словам представителя Ericsson, компания уже работает над внедрением динамической тарификации в России и в скором времени, по крайней мере, один из операторов «большой тройки» ее будет использовать.

Белое пространство – обычная загрузка сети в течение дня. Зеленая полоса – сглаживание колебаний и перераспределение голосового трафика в результате использования динамической тарификации



Абонент в реальном времени на экране своего телефона видит текущую загрузку сети и скидку, которую он может получить в этой зоне в данное время. Кроме того, при принятии решения воспользоваться скидкой абонент получает USSD-сообщение с текущей информацией



О глобальных тенденциях рынка телекоммуникаций и роли инфраструктуры и изменении роли OSS/BSS-систем в операторском бизнесе рассказал директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. По его словам, в целом отрасль телекоммуникаций чувствует себя значительно лучше других отраслей. Экономика в целом переживает циклический спад, в то время как проблемы отрасли носят структурный характер. В 2009 г. структурные изменения усилились. Хотя значительного сокращения объема спроса на услуги связи в сегменте населения не произошло, изменились мотивации пользователей, объем и структура спроса. Корпоративный сегмент находится под давлением неопределенности, бюджеты на ИТ и телекоммуникационные услуги секвестированы. Источники внешнего финансирования временно закрыты. Стратегия слияний и поглощений как источник роста бизнеса и стоимости пока не работает. Нужны источники  внутреннего органического роста. Регуляторы защищают национальные рынки, что усложняет конкуренцию.

Евгений Соломатин: «Отрасль находится под давлением, темпы развития ключевых рынков падают»


По словам г-н Соломатина, отрасль телекоммуникаций находится в точке бифуркации. С одной стороны, отрасль прошла кризис почти без потерь, по сравнению с безумными проблемами, которые испытали многие другие отрасли экономики. Оказалось, что потребители почти не сократили свои расходы на услуги связи, в частности, потому, что считают общение и коммуникации потребностью первой необходимости, наряду с едой и одеждой, «сидят» на долгосрочных контрактах, на flat-rate и безлимитных тарифах. С другой стороны, значительно сократились возможности для привлечения финансирования в целях слияний и поглощений, стратегических инвестиций, что ограничивает возможности дальнейшего развития. Таким образом, рецессия, с учетом специфики требований отрасли, вытекающих из значительно сократившегося цикла жизни продуктов и услуг, необходимости значительных инвестиций в технологическое обновление сети и сервисов, постоянных структурных изменений спроса, создает набор противоположных сил, влияющих на динамику развития.

Ключевой сегмент роста мобильный Интернет. Основной драйвер – опережающее развитие технологий 3G/4G



Таким образом, резюмируя, Евгений Соломатин делает следующие выводы. Рецессия скоро закончится, и к этому моменту операторы должны быть готовы к переменам. Хотя еще нет полной уверенности в том, что худшее позади, для операторов настало время разработки стратегий на посткризисный период. Складывающиеся тенденции требуют от операторов и других игроков отрасли понять взаимодействие между противоположными силами и тенденциями и определить, что может им принести результирующая динамика. Всем игрокам отрасли, включенным в цепочку создания стоимости, придется переосмыслить свое место и роль в ней, определить свои устремления в будущее и сформировать набор стратегических возможностей для того, чтобы этого будущего достичь. Фокус только на сокращении затрат не позволит игрокам быть успешными в будущем. Необходимы инвестиции в ключевые перспективные технологии и сервисы, если они хотят сохранить свой бизнес после того, как рецессия закончится.

Кроме того, отрасль находится в фазе революционных структурных изменений. Значит, все попытки разработать новую стратегию исходя из эволюционного сценария являются рискованными и недальновидными. Ключевая проблема отрасли в целом и конкретных игроков, включая МРК, – до сих пор не окупились инвестиционные проекты, например, затраты на построение ШПД на основе медной инфраструктуры (ADSL). Очевидно, что будущее ШПД – за волоконной оптикой и беспроводным доступом (операторам придется «вкладываться» еще раз). В этом им должно помочь государство. Национальные операторы должны осознать свое неотъемлемое право стать победителем в складывающейся турбулентной рыночной среде,  которая даст больше возможностей и вызовов в будущем. В период рецессии регуляторы становятся ведущей силой, стимулирующей инвестиции в инфраструктуру на национальном уровне для обеспечения будущего роста отрасли, в том числе через такие механизмы, как частно-государственное партнерство (ЧГП). Задача регулятора – создавать условия, механизмы и инструменты для развития отрасли, то есть его роль в кризис возрастает. При разработке правил игры особая роль должна уделяться стандартам, механизмам взаимодействия с участниками рынка и между ними.