Как отечественная IT-разработка способна изменить классический подход к управлению бизнес-логикой в российских компаниях
Организация быстрого и надежного доступа к корпоративной инфраструктуре с помощью смарт-карт для девелоперской компании
Медиафасад для главного здания ведущей газодобывающей компании ЯНАО
Серверы, СХД и коммутаторы от Fplus: обзор актуальных линеек оборудования
Тарифы МТС Екатеринбург в 2024 году
ЦБ
°
пятница, 22 ноября 2024

"Экспресс-АМ2" ушел в тень

16 июня ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) отключило транспондеры на спутнике "Экспресс-АМ2" на 8 часов. В последние две недели более короткие отключения из-за проблем с электропитанием на спутнике происходили почти каждый день, сокрушаются VSAT-операторы. Арендаторы емкости на "Экспресс-АМ2" опасаются оттока клиентов, а в случае гибели спутника - и вовсе потерять бизнес. Производитель аппаратов - красноярское ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнёва" (ИСС) - отмалчивается.

Как сообщил ComNews один крупный сибирский VSAT-оператор, отключения транспондеров на спутнике "Экспресс-АМ2" повторялись 31 мая, 3, 5, 8, 10 и 11 июня на срок от 3 до 6 часов, а 16 июня связи не было в течение 8 часов. "В Красноярском крае и Иркутской области спутниковые каналы связи, организованные через этот спутник, являются зачастую единственным средством функционирования сети связи общего пользования и выделенных сетей связи различных ведомств и организаций", - пояснил руководитель этого оператора, пожелавший остаться неназванным. По словам источника, ГПКС подтвердило, что нарушена система электропитания на борту, и отключения будут повторяться. "Когда спутник заходит в теневую часть орбиты, ему не хватает энергии, и ГПКС вынуждено его отключать", - заключает источник.

Как пояснил репортеру ComNews Иван Задорожный, пресс-секретарь Россвязи (это агентство курирует ГПКС), из-за сбоев в работе двигателя устройства поворота солнечных батарей на "Экспресс-АМ2" возникли проблемы с обеспечением спутника электропитанием. "Это привело к необходимости выполнять указания главного конструктора спутника из ОАО "ИСС имени М.Ф.Решетнева" о снижении энергопотребления при достижении нулевого баланса солнечных батарей путем последовательного отключения стволов спутника. В настоящее время ФГУП "Космическая связь" совместно с ИСС имени М.Ф.Решетнева выполняет работы по корректировке работы аппарата", - резюмировал Иван Задорожный.

Получить комментарии производителя аппарата "Экспресс-АМ2" (бывшего НПО ПМ) не удалось. Пресс-секретарь ИСС Светлана Башкова вчера не подходила к мобильному телефону. Первый заместитель генерального конструктора красноярской компании Виктор Косенко воздержался от комментариев, порекомендовав репортеру ComNews обратиться за ними в ГПКС, которому принадлежит аппарат. Официальных заявлений от имени ИСС также не последовало.

Генеральный директор ГПКС Алексей Остапчук, назначенный на эту должность 10 июня 2008 г., в беседе с ComNews отметил, что специалисты ГПКС и ИСС всеми силами пытаются восстановить работоспособность "Экспресс-АМ2".

Спутники серии АМ предназначены для создания сетей связи на основе технологии VSAT. В частности, "Экспресс-АМ2" покрывает почти всю Россию (за исключением Чукотки и Камчатки) и предназначен для предоставления услуг цифрового телерадиовещания, телефонии, передачи данных, интернет-доступа и видео-конференц-связи. В Сибирском федеральном округе через каналы "Экспресс-АМ2" реализованы проекты по оказанию универсальных услуг связи и обеспечению школ интернет-доступом.

На телерадиовещании перебои на "Экспресс-АМ2" не отразились, сообщил репортеру ComNews руководитель аппарата генерального директора ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Андрей Паутов: "Нас эта проблема не затронула - Конституция гарантирует гражданам доступ к информации, и государственные каналы отключать нельзя. Сейчас сигнал идет с обоих спутников - АМ2 и АМ33, но постепенно мы переводим весь телесигнал на АМ33".

"В случае негативного развития ситуации и гибели аппарата многие арендаторы ресурса АМ2 могут не только лишиться перспективы развития на ближайший период, которая и так невелика, в свете большого дефицита спутниковой емкости (к тому же "Экспресс-АМ33" не вполне адекватная альтернатива АМ2). Само существование многих операторов сетей VSAT ставится под угрозу", - считает генеральный директор "РуСат" Сергей Алымов. "Эквивалентной замены "Экспресс-АМ2" среди действующих спутников связи нет", - вторит ему красноярский источник ComNews.

По словам Сергея Алымова, "РуСат" не арендует емкость на спутнике "Экспресс-АМ2", и проблемы с транспондерами компанию не затронули, но проблема нервирует VSAT-операторов. "Самое печальное, что такая ситуация, скорее всего, продлится как минимум до конца 2009 г., если только не будут скорректированы планы по использованию нового спутника АМ44".

"Мы не работаем через этот борт, но VSAT-комьюнити активно обсуждает эту тему последние две недели, - признает генеральный директор "СетьТелекома" Сергей Пехтерев. - Безусловно, никаких резервов операторов искусственных спутников Земли не хватит, чтобы закрыть такую дыру. АМ2 имел один широкий общероссийский луч в Ku-диапазоне, а АМ33 и АМ44 имеют в Ku по 2 луча, но узких. Соответственно, тем VSAT-операторам, кто работал через АМ2, либо придется потерять часть клиентов (до 30%) за счет уменьшения зоны обслуживания, либо срочно искать деньги на строительство второго хаба".

Источник в Красноярске также сообщил ComNews, что ГПКС не будет взимать плату с операторов за время перебоев со связью, однако и компенсировать их не планирует. За две недели перебоев оттока абонентов у красноярской компании не случилось, но если отключения продолжатся, отток возможен, считает собеседник ComNews. При этом ГПКС не дает официальных прогнозов относительно устойчивой работоспособности "Экспресс-АМ2" в ближайшем будущем, равно как и рекомендаций о переводе сетей на другие спутники связи. "Более того, программа перехода на другие спутники стоит огромных денег", - говорит источник.

За последние 10 лет ИСС им. Решетнева изготовил для ГПКС 10 космических аппаратов: четыре спутника серии "Экспресс-А" и шесть - "Экспресс-АМ". Модули полезной нагрузки для них поставляла французская Thales Alenia Space. Правда, не все эти борты находятся на орбите: в октябре 1999 г. "Экспресс-А1" погиб при старте, а в марте 2006 г. в процессе эксплуатации при загадочных обстоятельствах был утрачен "Экспресс-АМ11". Но в марте 2008 г. ГПКС впервые сменило поставщика космических аппаратов, подписав контракт с ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М.Ф.Хруничева" на создание первого в России высокоэнергетичного спутника "Экспресс-АМ4". Полезную нагрузку оператор заказал у германской фирмы Astrium. "У нас возник целый ряд серьезных претензий по качеству и надежности элементов космической техники российского производства, в основном - НПО ПМ. Мы высказывали их и на советах главных конструкторов, и на научно-технических советах. Эти претензии подтвердились в ходе эксплуатации аппаратов серии "Экспресс-А", но особенно - серии "Экспресс-АМ", на протяжении трех-четырех лет, - говорил бывший глава ГПКС Юрий Измайлов в интервью журналу "Стандарт" в апреле 2008 г. - Однако мы видели, что наши слова не влияют на НПО ПМ - они чувствовали себя монополистом" (см. обзор в журнале "Стандарт").

Анна Афанасьева

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование

Ключевые слова: