Законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" был одобрен Госдумой в марте. Документ легализует существующую схему оплаты услуг интернета, мобильной связи, госпошлин, налогов, штрафов, услуг ЖКХ и погашения кредитов через терминалы без участия банков. Совет федерации отклонил законопроект и рекомендовал его доработать, сославшись на то, что в нынешнем виде он способствовал бы легализации мошеннических и отмывочных схем.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо за подписью президента Сбербанка Германа Грефа на имя руководителя администрации президента Сергея Нарышкина. В нем говорится о недопустимости принятия законопроекта о платежных терминалах в том виде, в котором его подготовила Госдума. "В ходе предварительного рассмотрения законопроекта Сбербанком были подготовлены предложения в части регулирования взаимоотношений на рынке розничных платежей населения в рамках привлечения к совершению указанных операций коммерческих организаций, не являющихся кредитными",— говорится в письме. Банк указывает на необходимость лицензирования деятельности платежных агентов, ограничение перечня платежей для принятия, идентификацию физического лица, осуществляющего платеж, исключение для банков требований по оснащению банкоматов контрольно-кассовой техникой и т. д. "Большинство данных предложений не было учтено в законопроекте",— отмечается в письме.
Примерно такие же замечания к законопроекту были у Совета федерации. Однако вчера думский комитет по финансовому рынку рекомендовал Госдуме направить законопроект в прежней редакции напрямую президенту, в обход верхней палаты парламента. "Установление требований по оснащению контрольно-кассовой техникой только в отношении терминалов предоставит банкам конкурентные преимущества на рынке приема платежей",— считает заместитель председателя комитета Лиана Пепеляева.
Противники законопроекта настаивают, что его принятие в нынешнем виде грозит убытками банковской системе. "Треть банкоматов вообще придется закрыть, так как они не приспособлены для оснащения фискальной лентой",— говорит председатель комитета Совета федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. По его данным, только Сбербанк понесет убыток в размере свыше 1 млрд руб.
Впрочем, недовольство Сбербанка легализацией агентской модели работы по приему моментальных платежей может быть вызвано не только этим. Дело в том, что банк планирует увеличить собственное присутствие на рынке моментальных платежей (см. "Ъ" от 31 июля 2008 года). До недавнего времени, по информации "Ъ", Сбербанк даже вел переговоры о приобретении крупнейшего участника этого рынка — компании ОСМП.
Представители рынка моментальных платежей надеются, что рассмотрение законопроекта непосредственно президентом дает шанс на принятие его в первоначальном виде. "Если бы была созвана согласительная комиссия, пришлось бы идти на компромиссы и, возможно, вносить в законопроект поправки, которые кардинально меняли его суть и делали агентскую модель экономически нецелесообразной",— поясняет председатель комитета по платежным терминалам НАУЭТ Борис Ким. Впрочем, по мнению Дмитрия Ананьева, письмо Сбербанка станет дополнительным весомым аргументом в пользу поправок Совета федерации.
Татьяна Алешкина, Елена Пашутинская
Сбербанк останавливает терминалы. Он не согласен с законопроектом о своих будущих расходах
В спор между законодателями вокруг законопроекта о платежных терминалах впервые открыто вмешался Сбербанк. Президент банка Герман Греф написал письмо в администрацию президента России, в котором указывает на необходимость доработать законопроект, одобренный Госдумой и отклоненный Советом федерации. В случае принятия закона в его нынешнем виде Сбербанк может потерять более 1 млрд руб., подсчитали эксперты.
Тематики: Регулирование, Финансы
Ключевые слова: платежные терминалы, финансы, регулирование, правительство РФ