Конечно, российские аналоги Vodafone или AT&T в России присутствуют, другое дело как и по каким приоритетным направлениям они предполагают работать с абонентами в будущем. И здесь, как оказывается, они все-таки ничем не отличаются от своих западных коллег.
Во-первых, эра объединения фиксированного и мобильного ШПД если не под одним юридическим лицом (до этого жить еще крайне долго – у каждой компании своя история покупок и поглощений), то, как минимум, под одним брендом у МТС и «ВымпелКома» практически завершилась. «Притормаживает» в этом отношении только «МегаФон» – его неудачи с покупкой «Синтерры» уже прочно вошли в число отраслевых анекдотов, но и эта компания «исправится» весьма оперативно: до конца 2010 года. Таким образом, абонент имеет все шансы получать широкий спектр услуг связи, от мобильной голосовой до фиксированного ШПД «из одних рук» и, в перспективе, с единым счетом.
Во-вторых, каждый оператор «большой тройки» имеет не только развитый и реально работающий интернет-магазин на своем веб-сайте (не только в столицах, но и в регионах), а также большую розничную сеть по продаже своих услуг связи и, самое главное, сопутствующего оборудования. Это либо монобрендовые сети, созданные практически с нуля, либо подконтрольные торговые сети – такие тонкости особенно не важны, главное, что, приходя в такие точки продаж, абонент подвергается активной атаке со стороны только одного оператора связи. Плюсом можно считать, что в таких магазинах пользователь все-таки может получить квалифицированную помощь по использованию оборудования и услуг связи – ранее такого не было. Фактически операторы выстраивают инфраструктуру поддержки.
В-третьих, абоненты все чаще будут получать предложения по использованию конвергентного оборудования и специальных тарифов. Одно дело разные роутеры и модемы, другое – устройство «все-в-одном», поддерживающее широкий спектр протоколов для передачи данных. Одно дело разные тарифные планы, другое – пакетные предложения, где будет и трафик по «беспроводке», и трафик ШПД, и SMS с «голосом», а то и реально действующий принцип «тарифного калькулятора» со всеми возможными вариантами связи от ADSL до Wi-Fi/WiMAX. Заодно и скидку абонент получит за использование различных услуг – так называемая экономия от масштаба. И вполне может рассчитывать на то, что его предпочтения будут исследоваться более пристально и оператор будет регулярно улучшать его условия обслуживания за счет превентивного предложения тарифных модификаторов, экономичных опций и скидок.
В-четвертых, операторы связи активно занимаются «подмятием» под себя не просто рынка дополнительных услуг – весь VAS и так полностью и безраздельно принадлежит им. Скорее, речь идет о рынке музыки, видеофильмов и социальных сетей (так называемый пользовательский контент) – именно для этого открыты сервисы Omlet и Trava: молодежи настойчиво прививается идея о том, что самые лучшие контент-сервисы – это сервисы операторские, только здесь широкий выбор «загрузок» и лицензионно чистый контент (причем часто это реальности вполне соответствует).
И наконец, в-пятых, компании мобильной связи достаточно активно занимаются сервисами оплаты сторонних товаров и услуг со счета мобильного телефона, а также проектами по мобильным переводам между абонентами. Таким образом, создается экосистема для того, чтобы к «вечному бизнесу» связи добавить возможность использования сотового телефона как мобильного кошелька.
Развитие всех подобных проектов приведет к тому, что компании той же «большой тройки» из самых обычных операторов, какими мы знали их еще совсем недавно, перерастут в целые холдинги, занимающиеся всеми направлениями бизнеса связи. Правда, они станут от этого менее «поворотливыми» и уязвимыми для атак небольших конкурентов. Но это уже совсем другая история.
Эра «новых» операторов связи
Слушая представителей руководства МТС и «Комстар-ОТС» на выставке «Связь-Экспокомм 2010», которые рассказывали журналистам о своих совместных действиях в направлении продажи услуг, я никак не мог отделаться от мысли, что грядет совсем другая эра в развитии операторов мобильной связи.