По мнению экспертов, эффекты от внедрения ИИ могут увеличить прибыль банка в 1,5 раза в перспективе 2-5 лет. На данном этапе развития технологий потенциальный базовый эффект для отрасли от ИИ может составить 385 млрд руб., а при переходе к стратегии AI-first технология может принести российским банкам до 1,9 трлн руб. Однако аналитики отмечают, что это не значит, что прибыль отрасли вырастет именно на эту сумму, необходимо учитывать, что часть традиционной прибыли может быть замещена.
Ключевые факторы успеха – включение ИИ-трансформации в стратегические цели, выбор «пилотных» процессов исходя из их потенциала, максимальное использование генеративного ИИ и комплексный подход к трансформации, включающий перестройку операционной модели, развитие компетенций, ИТ-архитектуры и управления данными.
В условиях снижения общей прибыли сектора (на 14% в 2025 году), когда издержки смены банка для клиентов стремятся к нулю, именно ИИ становится не просто технологией, а ключевым фактором, меняющим правила рынка. Появление новых игроков, строящих свои бизнес-модели на принципах ИИ без legacy-архитектуры, смещает фокус конкуренции с улучшения продуктов на фундаментальную перестройку всей операционной модели.
Алексей Лебедев, директор департамента «Банки и финансы» Рексофт: «Лидерам отрасли, уже разрабатывающим собственные ИИ-платформы, взгляд “сверху вниз” на организацию поможет систематизировать трансформацию и создать базу для внедрения технологий. Средним же игрокам не стоит вступать в гонку разработок – для них оптимальным путем станет трансформация с участием внешнего технологического партнера, который предоставит экспертизу, подберет готовые решения и запустит необходимые изменения».
ИИ-трансформация может принести значимые эффекты уже в периоде от 2 до 5 лет
Экономический эффект от внедрения ИИ в банках значительно варьируется в зависимости от выбранных процессов. Точечные внедрения могут принести до 11% роста прибыли, когда эффект от комплексной ИИ-трансформации оценивается до 53%. Анализ процессов фронт-офиса показал, что внедрение помощников и чат-ботов дает в среднем лишь 1,2% прироста прибыли, в то время как комплексная перестройка процессов фронт-офиса может увеличить этот показатель на 20%. В мидл-офисе, где использование генеративного ИИ пока ограничено, потенциальный эффект составляет до 19%, а в бэк-офисе и ИТ – до 13%.
Основные трудности при реализации ИИ-инициатив обусловлены ограниченным характером внедрения и фокусом на ИТ-инструментах, а не перестройке процесса, что приводит к стагнации ИИ-проектов: в лучшем случае они не приносят желаемого эффекта, в худшем – приводят к противоречиям и дублированиям в процессах, которые должны были оптимизировать. В результате у сотрудников и руководства формируется скептическое отношение к ИИ: эффективность технологий ставится под вопрос, и дальнейшее внедрение откладывается на неопределенный срок.
Для успешной работы ИИ необходим комплексный подход к его внедрению. Обязательными элементами такого подхода являются: интеграция стратегических целей с программой ИИ-трансформации, изменения операционной модели, развитие ИТ-ландшафта, обучение сотрудников ИТ и бизнес-подразделений и приоритизация направлений внедрения ИИ. Стратегия развития с фокусом на ИИ (AI-first strategy) – ключевой документ, который должен быть разработан банком при переходе к ИИ-ориентированной модели. Он призван синхронизировать изменения во всех направлениях и обеспечить согласованное внедрение и масштабирование ИИ-решений.
Александр Чугунов, директор практики «Стратегия» Рексофт Консалтинг: «Необходимо сформировать план трансформации операционной модели, который станет основой ИИ-стратегии. Вначале изменениями управляет офис трансформации, а в дальнейшем ответственность за развитие ИИ-решений переходит к бизнес-функциям, тогда как центр компетенций ИИ фокусируется на развитии платформ, инструментов и гармонизации архитектуры. Трансформация операционной модели может занять у банков от 2 до 5 лет в зависимости от текущего уровня использования ИИ, зрелости процессов и технологий. Поэтому чтобы быть конкурентоспособными в будущем, начинать переход к AI-first strategy банкам нужно уже сейчас».